Архитектурно-художественный музей «Жаркентская мечеть»

Архитектурно-художественный музей «Жаркентская мечеть» находится в центральной части города Жаркент Алматинской области. Мечеть является памятником архитектуры XIX века, она была построена 1895 году по проекту китайского архитектора Хон Пике.


История строительства мечети удивительна и похожа на восточную сказку. В 1887 году на одном из собраний мусульманской общины решено было начать сбор денег на возведение мечети. Роль главного спонсора и организатора взял на себя купец первой гильдии Вали Ахун Юлдашев, он же и сделал основной взнос. Для исполнения замысла по всему краю собрали более сотни самых мастеровитых строителей. Строительством и декоративным оформлением мечети руководил архитектор Хон Пике (Мукан), при участии народных мастеров Хасана Иманова, Таира Исмаилова, Насретдина Кары, Абдукадыра, Ушурбаки, Зайнутдина и многие другие. Говорят, китайский архитектор принял предложение Вали Юлдашева совершенно безвозмездно. Мастер мечтал построить у себя на родине мусульманскую мечеть в китайском стиле, но местные власти ему не позволили. Поэтому он решил воплотить свою мечту на казахской земле.


По народной легенде строитель мечети китайский зодчий Хон Пике по возвращении в Пекин был казнен, так как даже в самой Поднебесной империи не было мечети красивей той, что построена им в Жаркенте. Для того, чтобы во время строительства между разноязычными строителями было полное единство действий, артель обзавелась переводчиками, владевшими китайским и несколькими тюркскими языками. Судя по тому, что получилось, строители действовали более чем согласованно.


Молва гласит, что китайский архитектор прежде воздвиг у себя на родине прекрасное сооружение, и его творение так понравилось тем, для кого оно предназначалось, что они начали опасаться, как бы мастер не создал нечто похожее и в другом месте.Чтобы этого не случилось, "благодарные" почитатели его таланта решили лишить архитектора жизни. Хон Пик узнал о готовящемся "вознаграждении" за творческое отношение к порученному делу. Естественным было его желание удалиться как можно подальше от ревнивых поклонников, и ему не оставалось ничего другого, как предстать перед очами жаркентцев, озабоченных поиском архитектора. Позже он все-таки вернулся на родину.


На всем строении лежит печать таланта зодчего, его самобытности. Он творчески использовал элементы китайской архитектуры, придав мечети некоторые черты буддийского храма. Особое изящество и легкость придает ему так называемая парящая крыша, имеющая изогнутые кверху концы ската, да еще опоясывающая здание галерея с цилиндрическими колоннами без капителей, большой карниз. Ее главный зал может вмещать около тысячи верующих, во многом делает большое количество резьбы по дереву и яркой полихромной росписи. Поверхность арок и стен благодаря этому приобретает ажурную легкость и художественную изысканность. В орнаменте преобладают растительные мотивы, но встречаются изображения птиц, рыб, реальных и фантастических животных.


Общая площадь мечети 28×54 м, высота 14,5 м, высота минарета 19 м. Минарет окружён 52-мя колоннами. Антаблемент украшен деревянной резьбой. Колонны изготовлены из тянь-шаньских елей. При наращивании колонн и других деревянных частей гвоздей не применялось. Стены мечети изготовлены из брусьев, а крыша — из жести.


Интерьер украшен арабской вязью, использованы национальные орнаменты. Во дворе мечети с северо-восточной стороны расположен маленький дворик, а с южной — медресе. Комплекс мечети огорожен каменным забором высотой 2,3 м. С южной и северной сторон имеются ворота. Мечеть построена в стиле архитектуры Средней Азии. За свою 116-летнюю историю Жаркентская мечеть тоже пережила многое, но сохранилась!


В 1910 году в Жаркенте произошло сильное землетрясение. Значительные разрушения произошли и на портале мечети: рухнули обе декоративные башни, упали навершия куполов, из-за сквозных трещин, образовавшихся в парусах куполов, пришлось закрыть лестничные клетки, ведущие на крышу, и доступ в мечеть через главные ворота был прекращен. В 1948 - 1949 годах впервые проведено глубокое исследование мечети, в результате которого этот выдающийся памятник архитектуры был взят под охрану государства.. В 1965 году по Жаркенту пронесся ураганный ветер, но сооружение устояло и перед этим природным ката-клизмом. В разные годы здание использовалось под склады и зернохранилище, в нем жили люди, и с каждым годом оно все больше приходило в упадок.


Первое серьёзное исследование мечети было произведено в 1969 году, тогда проводились инженерные изыскания, и изучение особенностей строительных конструкций и декора. Во время реставрационных работ 1975—1978 года было принято решение о создании необычного для того времени музея — архитектурно-художественного комплекса «Жаркентская мечеть». 24 марта 1978 года Председатель Совета Министров Казахской ССР Б. Ашимов подписал распоряжение Совета Министров Казахской ССР об открытии архитектурно-художественного музея в городе Панфилов (Жаркент). В 2001—2004 годах происходила частичная реконструкция в ходе которой была обновлена крыша и приведен в порядок главный портал.


Ежегодно архитектурно-художественного комплекса «Жаркентская мечеть» посещают тысячи туристов, они с восхищением любуются этим памятником архитектуры.


Любопытный факт, что во дворе музейного комплекса растет большое ветвистое дерево существует поверье, что все, кто к нему прикоснется, могут загадать желание, которое обязательно исполнится.